Развитие Процесс обучения чтению


Процесс обучения чтению

Чаще всего ребенок, который поступает в школьное заведение, уже умеет читать. В некоторых, наиболее запущенных случаях, это процесс берет свое начало только с возраста 6-7 лет, хотя должен начинаться гораздо ранее. Сегодня родители стремятся развивать ребенка быстрыми темпами, поэтому еще с детского сада приобщают его к изучению азов чтения и письма.

Существует масса передовых развивающих воспитательных учреждений, которые ребенок посещает еще до школы и в которых происходит обучение чтению дошкольников. Главное требования остается неизменным: ребенок должен сначала в достаточной степени развить свою устную речь.

Таким образом, уже в возрасте 5-7 лет ребенок знает все буквенные обозначения звуков и слов на письме, которые пытается связать в единое смысловое целое: предложения, рассказы. По мере того, как развивается у ребенка речь, обучение чтению дошкольников становится все проще. Он усваивает новые значения слов, учит буквы алфавита и тренируется связывать их в процессе чтения.

Традиционно обучение чтению дошкольников проходит в ряд этапов. На первом этапе ребенок учится фонетическим особенностям языка, а впоследствии уже, и фонематическому членению речи. Он начинает анализировать отдельные фонемы, проявляет способности их различать. На этом же этапе происходит обучение сравнению разных звуков и фонем с их буквенным обозначением. Проще говоря, на первом этапе дошкольник учит алфавит и тренируется в произношении звуков. Параллельно с этим он учится вычленять различные звуки в потоке речи и соотносить их с буквенным эквивалентом.


Процесс обучения речи дошкольников продолжается на этапе связывания отдельных звуков в слоги. Простые открытые слоги (ра, да) ребенок усваивает легче, чем сложные (стра, пны). Это довольно проблематичный этап, ведь дошкольник пока еще не воспринимает буквенное обозначение слога, а соотносит каждую букву в нем со звуком. Долгое время ребенок осваивает послоговое чтение, поэтому простые и знакомые слова ему даются легче, чем сложные по структуре и малознакомые.

После того, как обучение чтению дошкольника переходит на этап синтетического чтения, ребенок уже учится не только технической стороне процесса, а и предпринимает попытки осмысливания предложения, текста. Понимание прочитанного достигается только тогда, когда дошкольнику ясен смысл каждого отдельного слова и тех связок, которые их объединяют в смысловое целое. В этом смысле совершенно верно утверждение, что лексико-грамматическая сторона текста играет первостепенную роль на заключительном этапе процесса обучения чтению.

  Статьи по теме:
Prev Next

Общее развитие ребенка дошкольного возраста

Дошкольный период в развитии ребенка – самый благоприятный. Современные родители дошкольника, как правило, всегда обращают внимание на то, как развивается их малыш, не отличается ли от своих сверстников, нет ли...

Обследование дошкольников

«Диагностика» (греч.) - «познание, определение».

Физическое развитие дошкольников

Если родители всесторонне заботятся о своих детях, то одним из важнейших направлений гармоничного становления личности является физическое развитие дошкольников. Без него невозможно появление силы, выносливости, а главное, крепкого здоровья. Для...

Для чего нам нужны детские развивающие игры?

То, что игра является для каждого ребенка наиболее важным и ценным инструментом познания мира, знают практически все родители, мало-мальски интересующиеся педагогикой. Ведь именно через игру малыш впервые ...

© 2010-2016.   Маме - папе: Сайт о детях для родителей. | Использование материалов разрешается только при наличии прямой текстовой гиперссылки на главную страницу Cайта "Маме-папе. Сайт о детях для родителей". Ссылка на сайт должна находиться неотрывно от материала. | Помните, что по вопросам здоровья Вашего ребенка - консультация с врачом обязательна! | e-mail: webmaster@mame-pape.ru